logo_top_vn
banner_vnt

Твердые смазочные материалы (ТСМ) – это материалы, которые обеспечивают смазку между двумя поверхностями в условиях сухого или граничного трения в экстремальных условиях.

Основные типы ТСМ: графит, дисульфиды молибдена и вольфрама, нитрид бора, бромиды олова и кадмия, сульфат серебра, иодиды висмута, никеля и кадмия, фталоцианин, селениды и теллуриды вольфрама, титана и пр.

К достоинствам твердых смазочных материалов относятся:

- широкий диапазон рабочих температур;

- возможность смазывания негерметичных узлов трения (смазочный материал не выдавливается и не вытекает);

- отсутствие необходимости в непрерывном подводе смазочного материала;

- малый расход смазочных материалов;

- низкие эксплуатационные расходы.

Недостатком ТСМ является более низкий отвод теплоты от поверхностей трения, чем у жидких масел, а также малая долговечность. Пополнение ТСМ часто сопряжено с трудностями конструкционного и эксплуатационного характера. Однако в некоторых узлах, работающих в условиях вакуума, единственным способом смазывания является применение только этих смазочных материалов. Также к недостаткам можно отнести худшую физическую и химическую стабильность, а также большую разницу в величинах коэффициентов трения покоя и движения.

При использовании ТСМ необходимо, чтобы сопряженные поверхности трения имели необходимые антифрикционные свойства (прирабатываемость, отсутствие склонности к задирам и схватыванию).

Антифрикционные покрытия в виде суспензий («смазывающая краска») это покрытия (краски), в которых цветовой пигмент заменен на твердый смазочный материал. Покрытия состоят из ТСМ, смол, тип которых зависит от желаемого метода полимеризации или устойчивости к среде, а также растворителя. Кроме этого в состав входят добавки, улучшающие пленкообразование и повышающие коррозионную стойкость.

В зависимости от геометрии покрываемых деталей, антифрикционные покрытия могут быть нанесены различными способами: аэрозоль, трафаретная печать, погружение, центрифугирование или электролитическое осаждение. Смазочные покрытия применяют только при трении без смазочного материала; в жидкостях они отслаиваются. Помимо снижения трения и защиты от износа, они защищают поверхность от коррозии. Толщина пленки должна быть равна 5…15 мкм, более толстый слой подвержен растрескиванию и скалыванию.

Ряд твердых смазочных полимерных пленок (в виде суспензий) разработан во ВНИИНП. В сентябре 2017 года, компании «ИСК «МИСКОМ», переданы функции держателя технических условий и права на производство суспензий ВНИИ НП-212, ВНИИ НП-213, ВНИИ НП-230 и других наименований.

В настоящее время продукцию ООО «ИСК «МИСКОМ» использует в производстве более 30 предприятий Роскосмоса и Ростехнологий.

 

Суспензии для образования твердого смазочного покрытия
ВНИИ НП-212
line
ВНИИ НП-213А
line
ВНИИ НП-230А
line
 
Joomla SEO powered by JoomSEF